О некоторых новшествах в конструкциях судов в 2014 году.

6.12.2013

  Тезисы выступления на Региональной конференции туристов-парусников в Новосибирске 2-3 ноября 2013 г.

 

    Закончился сезон 2013. География владельцев наших парусных судов расширилась равно как и география путешествий на наших парусниках. На двух катамаранах «СибКат-36» успешно пересечен Тихий Океан с востока на запад и с юга на север, пройдено в общей сложности около 60 тысяч км!

    Впереди новый сезон – 2014. Опыт океанских плаваний и участия наших судов в различных парусных регатах дали серьезный толчок к совершенствованию наших судов. Модификации 2014 года станут еще проще в сборке и еще надежнее в эксплуатации, а многие опции включены теперь в базовую модель.

     Начну с модификаций общих для всех моделей:

1.     Голова пирамиды – степс мачты – совершенно новый узел, одинаковый для всех моделей судов от 20 до 28 футов. Новый узел позволит в одиночку поставить мачту на 20-ти футовом судне и при минимальной помощи второго человека – установить мачту на 24-х футовом судне.

2.     Трамплин в районе кокпита теперь будет выполнен из мелкопористого материала, почти нерастяжимого и одновременно не скользкого для подошв обуви или кожи ног. Этот материал легко фильтрует сквозь себя воду, попавшую в кокпит с брызгами, но не пропускает динамический удар воды снизу.

3.     Изменена конструкция брызгозащитного фартука, обрамляющего палатку. Теперь его правильное крепление не будет зависеть от навыков и умения – фартук будет устанавливаться быстро и однозначно правильно, что полностью исключит попадание воды в палатку по всему её периметру.

4.     Швертовое устройство на моделях всех катамаранах будет одинаковым по конструкции, отличающимся масштабом. Новые узлы прощли испытания Океаном и не вызывают сомнений в надежности. Основное их отличие и преимущество от предыдущих и от аналогичных узлов других катамаранов в том, что все настройки будут осуществлены на производстве, потребителю останется только присоединить перо шверта; отсутствуют талрепы и другие винтовые детали, соответственно исключено в принципе их раскручивание. Шверты будут изготовлены из стеклопластика с сэндвичевым наполнителем, что обеспечит перу очень точный заданный профиль, высокую прочность и меньший, в сравнении с фанерным, вес.

5.     Проводка шверт-талей на катамаранах модифицирована, увеличено число блоков в полиспастах, что упростит процесс  подъема и опускания швертов.

6.     Тент-палатка теперь не будет теперь шнуроваться ко всем «ногам» пирамиды, а будет пристегиваться специальными клипсами. Постановка или уборка палатки будут занимать считанные секунды.

7.     Для удобства рифления и уборки парусов на всех моделях от 20 футов будет установлен «лези-джек» («lezzy jack»).

8.     Изменилась конструкция вертлюга пятки гика, что, по нашему мнению не только сделает его более «элегантным», а так же добавит к надежности этого узла.

9.     Любое судно может быть дооборудовано поворотным бушпритом для несения летучих парусов геннакера или кливера.

 

Теперь о новшествах по конкретным моделям:

«СибКат-24»


1.     Диаметр  поплавков будет увеличен с 66 см до 70 см – это увеличит клиренс, что улучшит обтекание шверта, повысит жесткость поплавка.  Изменится форма поплавков, увеличиться их объём в корме, а схождение стрингеров к транцам, ранее затрудняющее сборку – полностью исчезнет.  Стальные транцы, соединяющие воедино поплавок с рамой, теперь станут  частью поплавка – соответственно исчезнет весь крепеж и сам процесс сборки, при этом весь этот узел станет еще прочнее и надежнее.

2.     Транец для подвесного мотора так же претерпит конструктивное изменение – теперь это будет масштабная модификация транца, который был испытан в океане на катамаране СибКат-36 и прекрасно себя зарекомендовал.

3.     Перья рулей теперь будут из стеклопластика. Соответственно исчезнет наблюдавшееся ранее разбухание фанеры и заклинивание пера руля.  Перья рулей станут чуть больше – на 15 см (по погруженной части), что повысит управляемость катамараном, особенно в экстремальной ситуации на большой морской волне.

4.     Увеличится площадь шверта на 15%, что стало возможным  в связи с применением новых материалов и упрочению швертового узла в целом. Больший по площади шверт позволит ходить круче к ветру.

5.     Катамаран будет выпускаться в новой спортивной модификации – «СибКат-24Спорт» – главное отличие которой от базовой модели – удлинение мачты на 0,7 м, что позволило увеличить площадь лавировочных парусов с 16,1  до  18,8 кв.м. Мачта в этой модификации – однозначно с ромбовантами.

6.     Для любителей морских путешествий – будет выпускаться модификация «Сибкат-24М». Основное отличие – это материал каркаса, который будет изготовлен из труб алюмо-магниево-циркониевого сплава, неподверженного коррозии в морской воде. Многие опции, рекомендованные для базовой модификации, в этом исполнении входят в базовое исполнение.

 

«СибКат-20» 

 

1.     Изменилась конструкция крепления мягкой палубы (трамплина) к каркасу:

Над балками сверху над стрингерами поплавков появились две новые продольные балки, к которым трамплин крепится через карман, а сами эти продольные балки соединены с поперечными посредством механического натяжного устройства. Соответственно – шнуровка палубы с подготовительным продеванием трубочек в карманы трамплина и поплавков полностью исчезает, а установка и натяжка (набивка) трамплина осуществляется механически и займет пару минут.  (При том, что шнуровка палатки так же исчезла, а процедура постановки мачты существенно модернизирована, время сборки катамарана сокращается вдвое и займет теперь не более 1 часа).

2.     Изменились штатные проводки шкотов: гика-шкот теперь поставляется на тросовом погоне, закрепленном на кормовой балке, а проводка стаксель-шкота позволяет регулировать его с наветренного борта с места рулевого.

3.     Перо руля будет из стеклопластика, что исключит его набухание и заклинивание.

4.     В морском исполнении этот катамаран увеличился до 21 фута – «СибКат-21М» – в корме добавилась еще одна балка, на которую перешло рулевое устройство и транец под мотор. Появилась площадка для бензобака, появилась возможность установки надувного П-образного сиденья, а румпель теперь - едва входит в пространство кокпита и тем самым освобождает в нем обитаемое пространство.

 

«СибКат-18»

 

     Это по сути новый катамаран! В нем заложены все конструктивные новшества, упомянутые выше.  Это будет наше самое маленькое крейсерское судно. Парусное вооружение 10 кв.м. Вес – не более 90 кг., разборность – 1,9 м. При этом палатка сохранит длину 2,1 м, но уменьшится в высоту до 0,8 м. Шнуровка палатки по ногам пирамиды отсутствует. Вместо шнуровки установлены специальные «кнопки». На постановку или уборку палатки понадобится не более 1 минуты. 2 руля на транцах поплавков обеспечат ему управляемость при выходе судна на один поплавок во время спортивных соревнований, а так же обеспечат возможность проводки гика-шкота по кормовой балке. Трамплин «сшивается» с поплавками только при первой сборке. Единственная шнуровка – 1,5 метра по кормовой балке. Излишне даже упоминать, что сборка судна займет менее 1 часа.

 

«СибКат-28» и «СибКат-36»

 

Эти суда будут выпускаться для тех, кто захочет выйти в море-океан. Подразумевается только морское исполнение со всеми морскими накрутками: фаловая лебедка, штаг-пирс с закруткой для рифления, поплавки из тканей с полиуретаном, дублированием дна и т.д. и т.п.

 

Тримараны серии «Фрези Грант» подросли и будут выпускаться в двух размерах – 20 и 24 фута (6,1 и 7,2 м), так же как и катамараны - с обычным и увеличенным парусным вооружением и с модификациями «морского исполнения».

Модель «Фрези Грант-24» претерпела существенные конструктивные доработки. Ширина тримарана выросла с 4 до 4,4 м. Боковые поплавки увеличены в длине до размеров главного. Это существенно увеличило остойчивость судна и добавило ему грузоподъемности, что в свою очередь позволило устанавливать на него более мощное парусное вооружение – 20 кв.м. (Модель «Фрези Грант-24 Спорт») и бОльшие по площади шверцы. Но это также повлекло и усиление силовой рамы тримарана - добавилась еще одна балка в носу. Пришлось пожертвовать размером упаковки – теперь тримаран укладывается в 2.9 м (так же как и СибКат-24), но сама сборка упростилась. Все это очень положительно сказалось на ходовых и мореходных качествах модернизированной модели тримарана.

 

В предстоящем сезоне будет изготовлено ограниченное количество новых небольших катамаранов и тримаранов для пляжного отдыха. Это будут недорогие, легкие, просто и быстро собираемые суда в морском исполнении, перевозимые на верхнем багажнике автомобиля. Информация о них появится на нашем сайте в ближайшее время.

 

А.Кулик