Отзывы. Советы

 Вопрос от Черненко В.В. (г.Москва):    "Можно ли установить закрутку стакселя на ваше судно?"

      Чисто технических проблем нет абсолютно. Закрутку стакселя Вы можете приобрести и установить самостоятельно  или оговорить её монтаж при заказе судна. Только предварительно Вы должны точно понимать - нужна ли она Вам? Я поясню Вам нашу позицию по этому вопросу.  Все наши суда предназначены для автономных спортивных путешествий практически в любых ветро-волновых условиях.  Именно поэтому, мы штатно комплектуем наши суда рабочим (стаксель №2 - это средний стаксель) и штормовым стакселем (№3), чтобы при усилении ветра до 5 балов и выше, Вы смогли заменить рабочий стаксель на штормовой, зарифить грот и эффективно и относительно безопасно управлять судном в штормовых условиях.
      Закрутка стакселя  бывает двух конструктивных типов: на штаг (цена от 3,5 до 7 тыс.руб) или на штаг-пирс. (цена от 30 тыс.руб). Закрутка на штаг служит исключительно для быстрой уборки стакселя,  потому при усилении ветра Вы сможете полностью убрать стаксель в считанные секунды; цент парусности резко сдвинется в корму и судно с полным гротом будет почти неуправляемым; но зарифив грот до 2-го рифа, центр парусности сдвинется в нос и будет в приемлемом месте - судно будет управляемым, однако сделать поворот оверштаг в такой ситуации (сильный ветер и зарифленный грот)  будет крайне затруднено.  Закрутка на штаг-пирс  служит не только для уборки стакселя, но и для  рифления стакселя! Эффективность зарифленного стакселя не столь высока как правильно спроектированного штормового по двум причинам: во первых - прочность ткани, форма и профиль рифленного стакселя не соответствуют сильному ветру, а во вторых - центр парусности рифленного стакселя сместит общий центр парусности к носу, что скажется на управляемости судна - оно будет "лежать на руле", поворот оверштаг будет затруднен (при недостатке загрузки), особенно при недостатке опыта -  в экстремальной ситуации в "последний момент"   Вам возможно прийдется делать поворот фордевинд, что в сильный ветер небезопасно, а при близости берега может быть и невозможным.    Последствия могут быть (не)предсказуемы...  
     На наших судах СибКат-28 и СибКат-36, предназначенных для длительных автономных морских переходов в любых ветро-волновых условиях,   стакселя стоят на закрутках с штаг-пирсом. Во-первых центровка этих судов заведомо рассчитана на хождение в основном под зарифленным гротом и немного зарифленным стакселем; а во вторых, уборка стакселя порядка 10 кв.м - это уже серьезная работа, особенно в сильный ветер и большую волну (совершенно несоизмеримая с уборкой стакселя 3-5 кв.м);  и в третьих -  мы все же надеемся, что у экипажей этих судов достаточно опыта, чтобы управлять таким судном.

 

  
Анатолий Кулик 12.12.2013

СибКат-16

СибКат-18

СибКат-20

СибКат-24

Байкал-22