Катамаран или тримаран

Мы считаем, нужно выбирать то, что больше нравится!

Однозначного ответа не существует: оба решения имеют право на существование. Многокорпусные суда, катамараны и тримараны, по основным качествам (обитаемость, мореходность) очень похожи между собой. Отличия между ними незначительны и не могут быть однозначно отнесены к достоинствам или недостаткам. Ниже мы рассматриваем катамараны и тримараны нашего производства, конструкции которых весьма схожи.

У катамаранов и тримаранов равной длины одинаковое парусное вооружение, одинаковая грузоподъемность, примерно одинакова внутренняя площадь палатки-рубки, у них одинаковый вес, одинаковое число и размер упаковок. Первый, лежащий на поверхности, довод в пользу катамаранов – отсутствие крена. На мой взгляд – это чисто теоретические рассуждения. Действительно, во время стоянки на воде крен заметен, особенно при недогрузе судна и неприятен при переходе с борта на борт. Во время движения, при нормальной загрузке, ходовой крен на тримаране настолько незначителен, что находясь на судне о нем никто не вспоминает, и совершенно неочевидно, что таковой крен – это неприятно, чаще наоборот – нахождение на наветренном поплавке, летящем над водой, доставляет особое наслаждение от движения под парусами.

При равной длине тримаран будет шире катамарана в полтора раза. Компактность катамарана предпочтительнее при движении в узостях, перетаскивании судна по суше и на стоянках у причалов. В автономном туристическом походе по открытым акваториям это преимущество ничтожно. На катамаранах чуть больше обитаемого пространства за счет площадок самих поплавков и наличия носовой сетки. Если во время пляжных катаний на «СибКат-24» легко размещаются 8 человек, то на трехкорпусном аналоге «Фрези Грант-24» такому количеству будет уже тесно, так как на катамаране часть пассажиров расположиться дополнительно на носовой сетке или непосредственно на поплавках.

При сильных ветрах экипаж берет рифы на парусах и откренивает судно, опасаясь переворота. Контроль этой ситуации на катамаране проблематичен, но если момент упустить, то переворот может произойти почти мгновенно. Тримаран в этой ситуации более безопасен, так как помимо эффективного откренивания экипажем, восстанавливающий момент создает подветренный надувной поплавок, который хорошо виден и по нему легко контролировать ситуацию – насколько, действительно, опасна сила ветра, поэтому в свежую погоду на тримаране можно нести большую площадь парусности, не боясь переворота, что важно в длительных переходах, когда судном управляет один человек, а остальные члены экипажа отдыхают в палатке.

Если переворот судна все же произошел, то восстановить на ровный киль тримаран несколько проще – для этого выпускают часть воздуха из одного бокового поплавка, загружают его весом экипажа и утапливают до положения «мачтой вдоль воды», после чего выводят тримаран из состояния равновесия в сторону переворота на ровный киль, далее объем воздуха, оставшийся в боковом поплавке, сам довершит восстановление судна. Известен случай, когда такой восстанавливающий переворот был совершен в одиночку в автономном походе на «Фрези Грант-20» вдали от берега.

Если Вы приобретаете судно для непродолжительных пляжных катаний в умеренной ветро-волновой обстановке и предполагается многочисленный экипаж, то имеет смысл остановиться на катамаране, а если планируются экстремальные путешествия в сложных ветро-волновых условиях с малочисленным экипажем (1-3 человека), то тримаран будет предпочтительнее.

С точки зрения прочности и надежности предпочтений нет. Вероятность поломки определяется не количеством корпусов, а запасом прочности конструкции. Наши тримараны и катамараны прошли очень суровые испытания в сложнейших ветро-волновых условиях, они рассчитаны на возможные перегрузки, их ресурс соответствует их назначению. Одним словом, какой бы тип судна Вы ни выбрали, Ваш выбор будет правильным!

 

Анатолий Кулик