На ФГ-24 по Охотскому морю

Путешествие на парусном тримаране по Охотскому морю. 24 июня – 23 августа 2014 г по маршруту:
Николаевск-на-Амуре(старт 24 июня) - Амурский лиман - переход по Татарскому проливу на Сахалин - ночёвка рядом с Рыбновском на Сахалине - переход к материку к о. Удд (Чкалова) - мыс. Врангеля - переход через залив Академии напрямую к мысу Сенека - пролив Линдгольма -вход в Тугурский залив к перешейку - выход напрямую к крайней точке Тугурского залива - проход между о.Медвежий (Шантары) и материком по проливу Шевченко - Чумикан - мыс. Антыкан - Керан- Аян - Охотск - обход полуострова Лисянского - о. Спафарьева - напрямую к центру бухты Нагаева - переход поперёк бухты в самом начале к маяку для ночёвки - ход по бухте Нагаева к Магадану.

Дневник и фото Ивана Бахтина г. Хабаровск

                                                      Предисловие.

Пришлось как-то пройтись пешком береговой линией Охотского моря. Это, первый раз из Чумикана до Тугура, в 1999 году, а второй, вдоль северного Сахалина, т.е. полуострова Шмидта, в 2003 –м. Поразила меня красота тех мест, где проходит граница моря и берега. Приятно порадовало и большое разнообразие животного мира. Чуть позже прочёл книжку Анжея Урбанчика «В одиночку через океан». И, где-то там внутри меня загорелся малюсенький огонёчек, а часто размышляя и фантазируя, этот огонёк всё больше набирал жару. Первые мысли были о том, чтобы пересечь Тихий океан, дойти до Латинской Америки и побродить  по её просторам. Чуть позже обрисовалась более ясная, для начала,  картина: пройти береговой линией максимальное количество, а по возможности сделать круг по Охотскому морю (Амурский лиман – Аян – Охотск – Магадан – мыс Тайгонос – Корякия – Камчатка – Курильские о-ва, до Итурупа). Ну и уж совсем, если повезёт, вернуться своим ходом в лиман.

  В 2010-м году в яхтклубе «Водник» города Хабаровска я окончил курсы яхтсменов, получил первые представления о том, как управлять парусами. Купил с рук парусный тримаран. Рассматривать его при заборе было некогда, а когда нашлось время, то оказалось, что нет узлов соединения, тросов, транца, шверта, … Но это даже хорошо. Пришлось вникать в детали. К примеру, пришлось просмотреть массу информации, чтобы узнать, в каком месте ставить шверт и мачту. Купил трос, коуши, обжимные трубки и, вспоминая дельтапланерную молодость, сделал троса.

 В 2011-м прошлись вдвоём по реке Амур, я и Тригуб Сергей, до с.Красного, что около Николаевска-на-Амуре. Но погода была в основном близкая к штилевой, на волне себя попробовать не пришлось. Пару раз яхтсмены учившие меня, это Кузьмин Сергей и Аносов Сергей, пригласили поучаствовать в гонках по р. Уссури. Но там я был на третьих ролях и в основном снимал на видеокамеру.

 В 2013-м купил в Новосибирске новый парусный тримаран. Хотел вначале приобрести только гондолы (поплавки), но Левин Владимир убедил, что на моём тримаране все узлы и троса ржавеющие, а они изготовят из нержавейки. Кулик Анатолий, узнав, что в Хабаровске наводнение, пригласил походить по Обскому водохранилищу. Я поехал в отпуск, и мы часа четыре ходили по сибирскому морю при небольшом волнении.

 Вывод: опыта самостоятельного хождения по морям на 2014-й год нет. В целом имею средненькое представление о работе с парусами. Опыта «общения» с двигателем нет вообще. Но! Чувствую нутром, что парусами я управлять могу. А выжить на берегу я знаю как.

 

Итак. Год я копил деньги и купил новый парусно-моторный разборный тримаран «Фрези Грант – 24» за 385 000 рублей, а с учётом разных опций, цена возросла до 440 000. Далее год я копил на само путешествие. И планирую потратить 600 000.

  С кем пойти? Обратился к геологам, но общее мнение у них примерно одно: «Кроме как утопить нас, ты ничего не можешь. Ведь ты ходил только по Амуру в спокойную погоду.» Это правда. Ну и что теперь? Оформил несколько статусов в интернете, но кроме «класс» никто ничего не спросил и не поинтересовался. На участке Кутын, где я работал геологом, кернорезчиком работает Михалёв Сергей. Мужик серьёзный, с руками, не пьющий. Он этой идеей загорелся, но в итоге с работы его не отпустили. Как-то незаметно вмешался Маташов Виктор и через него я познакомился с Евгением Белобородовым, который пойдёт со мной от Чумикана до Охотска, в свой отпуск.

 Купил б/у-ный японский лодочный мотор «Ямаха 9.9» и запасной винт. Мужики показали, как пользоваться.

Павел Шаров подарил ромб, чтобы видели мою посудину по РЛС с судов и барометр, чтобы я мог предсказывать погоду сам.

 Евгений Белобородов в дорогу мне передал спутниковый телефон и рацию, 16-й канал, для связи с судами.

 Цыганков Валерий изготовил топовые огни и уехал отдыхать, оставив мне мастерскую. Я решил изготовить ограждение, хочу усилить ремни на швертах и нужно ещё натянуть сеть на каркас.

 Перед выходом Павел Шаров предложил собраться дельтапланерным кругом и, как говорится, напутствовать меня в дальний путь. Но в итоге получился сплошной напряг, почти все пытались меня отговорить. Причём весь негатив собирался в кучу и рассказывался как единственная информация. Упоминалось много раз одно и то же, к примеру, что много льда в море и меня просто раздавит. Каждый пытался вспомнить что-то этакое из ряда вон выходящее. Фёдор Жаков начал вспоминать про случаи в 2010-м году, …

 Да, конечно, Охотское море очень с непростыми условиями. Это и приливы с отливами (до 7,5 м в Шантарском море, и до 13-ти в Пенжинской губе) отчего образуются сильные течения. Это и накат волны на берег, что может и разрушить судно и проблема отойти и причалить. Это и туманы, ветра и шторма. А также и возможность попасть в ледяные поля.

 Но, я всё-таки работаю на Тугурском полуострове и, связываясь по электронной почте с участком знаю, что лёд ушёл в этом году рано, снег с гор сошёл также раньше обычного. Изучая лоцию, прочёл, что в Татарском проливе время схода льда напрямую зависит от схода его в Амуре. А на реке он сошёл рано. … Все факты показывают, что ледовая обстановка в эту навигацию должна быть проще обычного. В крайнем случае, я просто могу пожить на берегу, ожидая подходящих условий.

 Увольняюсь и, взяв с собой пса по кличке «Туман» еду на своём автомобиле в село Красное. А груз, всего 980 кг., по цене 6 рублей за кг., я отправил предварительно речным пароходством.

 В Николаевске-на-Амуре на берегу лимана стоит одинокое здание.  Спустился на машине к нему. Оказалось, что здесь ремонтируют лодки и моторы к ним. Зашёл в помещение и спросил у работающих мужиков: «Мне нужно собрать парусное судно, можно я привезу его сюда?» Последовало буквально секундное изучение меня, и прозвучал ответ: «Собирай».

Здесь я его соберу тримаран за несколько дней и оставлю машину.

Посетил пограничников. Проблем не возникло, передал им напечатанное уведомление о маршруте следования, названии судна, паспортные данные об участниках. Они внесли меня в журнал №52 от 18.06.2014 г., рег. № 23. Я спросил, а если возникнут проблемы в пути? Мне сказали, что нужно сообщить вышеперечисленные данные, а если нужно, то сообщить им телефон дежурного, который открыв журнал, подтвердит. +7 – 42135 – 28722

Съездил на заправку и купил в канистры 20-ти и 10-ти литровые, 92-й бензин, 110 литров по цене  …

                                        Путешествие.

24 июня. День старта.

Напротив места сборки судна в лимане из воды виднеются в отлив камни, метров где-то на 150 вдаль. Всё собрано, тримаран болтается на верёвке. Ждём полной воды. И, вот, в 10-15 начали выводить с Валерием меж камней мою гружёную посудину. Это легко. Протолкав этак метров 150, ну 200-ти, я завёл двигатель и пошёл на нём к середине лимана.

 Солнечно, облачно, тепло. Ветер у берега слабый, а на середине около 5-7 метров в секунду., встречный (восточный). Где-то вдали темнота, вроде-бы близится непогода.

 Иду под парусами галсами. Скорость по GPS 5-6, до 8-9, редко до 11 км. в час. В одну сторону почти перпендикулярно берегу, под другим галсом – под острым углом.

 Ближе к вечеру увидел на косе, между деревьев рыбаков, решил остановиться рядом. На якорь и верёвку встал в 18 часов. Прошёл за день (почти 8 часов хода) 18.8 км., если мерить по прямой, по GPS от места старта.

Поставил маленькую палатку, на дугах и сверху натянул тент болоневый.

 Рыбаки из Николаевска. Угостили ухой. Я порезал сала. Выпили: я, Прокопьич и Игорь пузырёк водки. Олег пить не стал. Я тоже выставил алкоголь, но мужики отказались, сказали, что мне он ещё пригодится.

 Небо затянуло, давление на барометре упало.

25 июня. Второй день пути.

С 5 до 6 часов шёл дождь. Вышел около 8 утра. Пасмурно, низкая облачность, в лимане ветер около 3-5 м.с.

Вернулся, т.к. двигатель встаёт боком и чуть не рвёт центральную гондолу (поплавок). Редуктор (удлинитель транца) вчера ни подходе к берегу слегка деформировался, т.к. двигателем коснулся на косе гальки. Ремонтировал с помощью ключей и двух топоров.

 Вышло солнце над лиманом, а над сопками облака «висят». Ветер встречный, восточный. Иду галсами. Остановился рано, в 16-30 на правом берегу, т.к., вероятно, дальше будет проблема с приставанием и затем отходом от берега. Пасмурно, сопки закрыты облаками.

26 июня. Третий день.

Проснулся в 4-30, шумит дождь. К 10-30 -ти появились просветы на небе. Собрался, планирую отходить от берега и вижу, что метрах в 80, от меня, со скалы спускается в воду медведь. Причём делает он это абсолютно бесшумно, тихо. Проплывает метров с 5-8, и плавно поворачивает в мою сторону. Я крикнул, он развернулся и сделал всё в обратном порядке.

 В 11-15 вышел. Пасмурно. Ветер западный, попутный, слабый. Иду под парусами.

В 12-30 вошёл в Восточный фарватер, т.е. в Татарский пролив. (Капитан, Павел Шаров, не посоветовал идти меж материком и о.Байдукова, т.к. там фарватер около 10! м. шириной в отлив и по бокам мели от 0.8-0.2 м до осушек (банок). А посоветовал идти более длинным путем, через Сахалин, так ходят большие суда.)

 Татарский пролив. Волнение слабое, облачно. Скорость 3-5 км.ч. Прошёл около 2 км. и ветер поменялся на встречный, слабый, участками до штиля. С трудом завёл двигатель (как позже оказалось, я просто ещё не приноровился к нему и заводил на минимальном газу, а нужно заводить на максимальном и заводится сразу). В 15-30 встретилось течение шириной около 200 метров, с высокими волнами. Оно хорошо выделяется не только по волнам, но и пеной по границам его.

 Солнце и облачно. Ветер 5-8 м.с., волнение, иду на двигателе. Встретилась одиночная белуха. Подошёл к Сахалину, перед Рыбновском. Южнее, в полукилометре стан рыбаков. Пока ставил палатку, увидел, что от них отходит лодка и направляется в мою сторону. Подошли на деревянной посудине под движком. Двое ребят, славянин и национал. Попили чаю, от алкоголя они отказались. Парень славянской наружности (позже, для простоты – русский) сгонял на моторе и привёз кусок калуги. Я наварил себе и Туману рыбы. Но Туман кашу с калугой есть, почему-то отказался, остался голодным. Посидел у костра. Погода хорошая, спокойная. Лёг в час ночи.

27 июня. Четвёртый день.

Встал в 8 часов. Отошёл, правда со второго раза, из-за наката, в 9 утра. Пасмурно, ветер попутный, около 3-5 м.с. Иду со скоростью около 6 км.ч. Сахалинским фарватером. Смотрю на карту и, видя впереди глубины по ней около 10-18 метров, решаю переходить под острым углом к материку.  Иногда перехожу на двигатель, но в основном удаётся держать скорость под парусами (грот и стаксель).

 Прошёл 87 км. Ночь была чёрная от туч, бил накат, подтягивал несколько раз верёвки. Ночью убрал палатку из-за сильного ветра.

 

28 июня. Пятый день.

Не сразу отошёл из-за наката в 6-15 утра. Пасмурно. Ветер западный, боковой. Иду на парусах со скоростью 8-11 км.час. Погода меняется. Солнечно, редкие перистые облака, впереди пасмурно. Через 1,5 часа ветер стих и поменялся на С, СВ –ный. К 12-ти часам стихло совсем, полный штиль. Иду на двигателе. Впереди, над мысом Литке, идёт дождь.  Решил отойти подальше в море. И в километрах 4-5 попадаю в волну, ветер встречный. Пробую идти галсами. Впереди грозовой фронт расширился, скоро, вероятно, дождь будет здесь. Завёл двигатель, иду по волнам к берегу. Встал без проблем на берегу, чуть левее невысоких скал. Только натянул тент над палаткой и сразу пошёл дождь. Заварил чагу, сварил кашу, а Туману корюшки, выброшенной на берег в большом количестве.

 По берегу полевая дорога. Когда я причаливал, прошло пару грузовых машин, и вот теперь оттуда подъехал джип. Я услышал, как кинулся на кого-то Туман. Выскочил из палатки. Мой пёс держит нескольких мужиков и, кажется, вот-вот вцепится в кого-нибудь из них. Привязал друга на верёвку.  Поздоровались. В основном говорил один. Его зовут Поздняков Александр. Он предложил мне вести подсчёт касаток. И перед отъездом сказал, что за мысом Мофета есть приличная база, но поскольку рыбы там ещё не идёт, она пустует. Т.ч. могу пользоваться.

Поспал пару часов, до 20. Пасмурно.

 К 22-м вышла радуга. На море штиль. Небо на С очистилось, а на Ю. пока нет.

29 июня. Шестой день.

В 7 часов встал. Полная вода. Начал сборы и отпустил Тумана перед выходом. Когда пришло время отчаливать, не докричался пса. Он (ему 5,5 лет) никогда далее 100-200 метров от меня не отходил, всё время держит в поле зрения. И на тебе, потерялся. Пошёл искать, вначале по дороге на СВ. Метров через 80 пересёк ручей и обнаружил свежие следы медведя. Пройдясь по топтыгинским отпечаткам, обнаружил, что тот подходил до 20-ти метров к моей палатке. Далее следы потерялись в траве. Прошёлся по дороге сначала в одну сторону километра два, затем в другую, периодически крича, подзывая. Но! Туман пропал. Уже и придумал, как медведь подкараулил друга, как в 10-ть тот объявился. Я радостный заулыбался, ругать не стал.

В 10-30 вышел. Солнце, редкие облака, ветер боковой, западный. Иду на парусах. Скорость вначале 7, затем 3,5-5,5 и чуть позднее 1,5-2,2 км.час. Мой ориентир – мыс Литке.

 Завёл мотор. Весь дальнейший путь был либо штиль, либо слабый, северный ветерок (лёгкие дуновения).

За мысом Мофета, в заливе Рейнеке, на безымянном ручье на красивой базе рыбаков (как и говорил Поздняков А.) и остановился в 20 часов. Баня, красивый дом на деревянных сваях, камин.  Баню, конечно, топить не стал, т.к. для этого нужно заполнить большую ёмкость водой. Нагрел воды, помылся, побрился. Ужин готовил на камине. Нравится, когда люди пытаются сделать красиво. Здорово!

 Прошёл, по прямой (от старта до остановки по GPS) 66 км.

30 июня. Камеральный, ремонтный день. Отдых.

Ремонтировал редуктор транца, чистил свечи, вместо резиновых уплотнителей (разложились от бензина) на дюралевых канистрах подложил пакеты полиэтиленовые. Канистры хранились во время хода горизонтально, теперь будут – вертикально, переставил и привязал. Заклеил болотный сапог.

 Весь день было солнце, ветерок слабый, то З, то В-ный.

1 июля.

В 7-50 отошёл на двигателе по средней воде с базы рыбаков, т.е. из зал. Рейнеке.  В заливе штиль. Движение на между мыс. Александра и о. Рейнеке. Появилось слабое волнение. До мыса Врангеля был то штиль, то слабый ветерок. Прошёлся по зал. Академии, в сторону зал. Николая, километра три. Вернулся и почти сразу за м. Врангеля в небольшой бухточке, с двумя ручьями причалил к берегу. Песчаная коса истоптана медведицей с медвежонком (-тами).

 На песчаной косе очень жарко, просто пекло. Сварил кашу и пошёл поближе к воде, где попрохладней.

Отошёл подальше от берега и встал поставив якорь и привязавшись к берегу на расстоянии около 150 метров.

Вечер, 22 часа. Ясно, ветерок с бухты. На СВ дымка. На барометре давление купало на 3 единицы. Поставил тент над гиком. Ночью подул в заливе ветер, иногда порывами сильный.

 Прошёл на двигателе 67 км. по прямой.

Примечание: с мыса Литке не видно нерпы (до мыса Врангеля встретил 3 детёныша). А до этого было много, особенно около речек, до сотни и больше. Вывод: за м. Литке нет ещё горбуши.

2 июля.

Ночью ветром якорь не удержал и снесло к камням на берегу. Не хватило до них метром пять, застрял якорь. Встал в 5 утра. На двигателе приблизился к якорю, ослабил верёвку и вытащил его. Верёвка, что от берега, перепуталась за шверты, перо руля. Пришлось идти на двигателе задним ходом и распутывать. Подошёл к косе.

Утро, 6-20. В заливе ветер. Только что дул с материка, сейчас дует с моря. Но в заливе может крутить. .. Над Тугурским п-вом дымка. Давление падает.

 Попробую выйти посмотреть, как обстоит дело за заливом с ветром и волной.

Перехожу с мыса Врангеля на мыс Сенека, через залив Академии, это 60 км.  Ход на двигателе, скорость 10-13 км.час. Волна то поменьше, то побольше. Можно было бы идти парусами полпути, но нужно торопиться, завтра должен в Чумикан прилететь Евгений, а я ещё далеко от пункта встречи. Перед тем как войти в пролив Линдгольма, встретил течение около 2 км. шириной, где отмечено сильное крутящее течение, с гривкой волнение. Идти по нему не опасно. В этом течении и далее по проливу ещё км. два отмечено большое количество нерпы (сколько глаз видит), насчитал более 150 штук.

 Захожу в Тугурский залив, там в районе перешейка может быть сотовая связь «Мегафон». Связи у перешейка не оказалось, а дальше не пошёл. Пожалел топливо, ведь залил последнюю канистру. Иду обратно и присматриваю бухточку. Таких здесь много.  В одной из них и встал. Поставил маленькую палатку с тентом, за камнями.

3 июля.

Ночью проснулся от того, что заскулил Туман. Почему-то сразу подумал, что причина тому медведь. Схватив фальшфеер и фонарь, выскочил. Медведь не дошёл до палатки метров где-то 5-7. До тримарана оставалось, если пройти мимо ещё около 30-ти. Куда он держал путь? На палатку или к судну? Осветил. По красным глазам и его нащупал взглядом быстро. Осветившись, он развернулся и нехотя побежал обратно.

 Дремлю и посматриваю в расстёгнутый вход палатки. Несколько раз ночью моросило. Так и пришёл рассвет, 5 утра. Выглянул. Тримаран осушен. Пасмурно.

 Вышел в 10-30, в прилив. Пасмурно. В Тугурском заливе ветер. Иду на парусах 10-15,5 км.час, но всего около часа. Затем ветер стих, в час дня появилось солнце.  Движение на двигателе, скорость 5-7 км.час. Пол второго наблюдаю штиль и зеркальную гладь.

Остановился в зал. Люсицыно. Прошёл 63 км. В том числе на парусах- 10 км. и 53 – на двигателе.

4 июля.

Расстегнул створки палатки, застегнул только сетку. Подремлю полчаса, час – открою глаза, посмотрю на тримаран и дальше дремлю. И вот в 4 часа утра, открыл их совершенно случайно (будильника не заводил), вижу какое-то чёрное пятно метрах в пяти от тримарана. Долю секунды не понимаю, что это такое. Но тут же отмечаю, что оно, пятно движется. Мгновенно  прихожу к пониманию, что это медведь и что он сейчас проникнет на судно. А если он это сделает, то может переломать там всё, порвать. Шарю секунду, нащупываю фальшфеер и фонарь, выскакиваю и свечу на топтыгина. Он уже был где-то в метре и собирался запрыгивать. Оглянувшись на фонарь, блеснув глазами, он нехотя развернулся и медленно, нехотя побежал. Я закричал вслед, тут Туман проснулся весь в недоумении, отчего это я ему мешаю сладко спать.

Примечание: работая геологом на Тугурском п-ве отмечал, что Туман пытается молча нападать на медведей. Отчего я сейчас на ночь его и привязываю. Надеясь, что он залает, предупредит. .. Ну, а в оправдание его отмечу, что пол пути (где-то до Аяна-Охотска) на него действовала морская болезнь и он спал и днём и ночью. Позже он стал обычным, бдящим псом. А когда вдоль берега как-то за день увидели 8 медведей, я приближался и командовал: «Взять!» Он понял, что от  него хотят, и стал на мишек лаять.

С утра морось, туман, волнение. Если не выйти по полной воде, то позже осушится судно и останусь здесь. В 11 часов выхожу. 

 Шёл то на парусах, то на двигателе. В 18 часов  хотел пристать на ночь в 10 км. за заливом «Медвежье одеяло», напротив о-ва Медвежий (Шантарские о-ва). Волна ударила, развернула судно боком, и правый шверт заскрипел по гальке. Я подумал: «разломает тримаран сейчас к чёртовой матери!» Упёрся изо всех сил в нос, в это время волна стала отходить и посудина следом, от берега. Я вскочил, дёрнул шнурок, двигатель взревел и, я на отходной волне ушёл от берега. Отойти то я отошёл, а дальше что? Впереди Торомская губа и вплоть до самого Чумикана никаких бухточек, рек, а значит, никаких шансов пристать нет! А впереди ночь и начинает штормить! А ночью заштормило реально. Причём интересно: волны идут одного размера и где-то на 6-8-й подходит от одной до трёх больших (в полтора, два раза выше предыдущих). Если по светлу эти большие волны пытаешься встретить носом, для этого предварительно разогнавшись, то ночью это слало невозможным. В темноте я положил мощный фонарь на палубу, но волны не вижу, только направление брызг. Иногда где-то в душе начинал зарождаться страх, мысленно я спрашивал: «не более 50% дам на то, что выживу». Но эти мысли в самом зародыше я прерывал, начиная думать о постороннем. Несколько раз моросило, а так как я не одел водонепроницаемые брюки, то ниже пояса ноги стали мокрые. Под одежду выше пояса одел майку, свитер, пуховик с капюшоном, рыбацкий водозащитный костюм. На голову шапочку, из пенопласта каску и накинул капюшон. Ногам стало холодно, достал одеяло и обернул ноги им. Иду на одном стакселе, пытаясь сделать ход не эффективным. Но судно летит со скоростью до 15 км.час. Пока ход по ветру и волна бьёт в корму. Как не хотелось этого, а пришлось: пол второго ночи, напротив Чумикана делаю в полной темноте разворот и направляю судно обратным курсом. Но теперь идти нужно против волны и ветра. В море много мусора в виде деревьев, брёвен, палок, главное теперь не врезаться, во что лило подобное. От меня теперь мало что зависит, волны вижу вообще, только догадываюсь по ощущениям от крена. А судно устойчиво, почти не кренится.

5 июля.

 Наконец-то, где-то пол пятого, начало выделяться море. Стало попроще и психологически и практически в управлении. Когда чуть позже рассвело, море стало приутихать. Но хожу параллельно берегу напротив Чумикана. Здесь отмели в отлив до 5-6 километров вглубь моря. В 9-53 будет полная вода, нужно подгодать по времени. А куда в Чумикане буду причаливать, пока не знаю. Бухт там нет вообще. Только река Уда, но какая она в устье? Прикинув расстояние, плавно начинаю приближаться в направлении крана на берегу. Прохожу мимо и отмечаю большую накатную волну. Зашёл в реку, несколько раз сажусь на мели и, на двигателе после нескольких попыток подхожу к берегу. Здесь затишье, причалил легко. Осмотрелся, привязался, выгружаюсь. Развёл костёр, пытаюсь сушиться.  Не прошло и полчаса, подъехали на джипе мужики, полюбопытствовали, пожали руку и уехали. Минут через пятнадцать подошла большая машина. Из неё высыпало пятеро, порасспрашивали, пожали руку, достали пузырь и закусить, предложили. Выпив половину, они собрались уезжать, оставив содержимое мне. Я сказал, что один не пью, и мы ещё понемногу выпили. Но так и не допили, они поехали на работу. Посмеявшись, сказали: «Спроси, где тут совхоз и тебе покажут. Так местные нас зовут». Подошёл снова, ранее подходивший джип, на нём поехал по гостиницам искать Евгения. В первой же сказали, что жил здесь, но сегодня утром ушёл с палаткой.

 Вернулся в свой лагерь. Варю, сушусь, звоню периодически напарнику, телефон которого недоступен. Где-то к обеду, всё-таки дозвонился и через полчаса он, Евгений Белобородов, подъехал на мотоцикле. Поставили и его палатку, на дугах, сверху натянули тент. Ставлю тент и над костром. Периодически моросит, и тенты не помогают, т.к. мокрота прилетает практически горизонтально, из-за ветра.

 Под вечер сходил к «совхозникам», спросил Петруху. Это рыбаки, но пока они готовятся, не рыбачат из-за отсутствия хода рыбы. Выпили немного, я в столовой на зарядку поставил всё имеющееся оборудование (ноутбук, фонари, батарейки, 16-й канал, спутниковый телефон, сотовые, …).

 В лагерь пришёл Виталий  Панькин, в поисках телефона. Я предал найденную трубку ему и напросился в гости, чтобы помонтировать и выйти в интернет. Дома у него как в военном музее, копии оружия, преимущественно автоматы Калашникова. До 7 утра и монтировал первую серию «Николаевск – Чумикан», удалось с 3 до 6 ночи выйти в интернет, даже закачать несколько фотографий. Проспал с 7 до 10 утра, а когда проснулся, услышал грохот, шум от ветра, оделся и побежал к напарнику. Думал, что там всё лежит на боку, а Евгений в панике, потеряв меня мечется. Но когда свернул за косу и оказался в устье Уды, успокоился, т.к. здесь тихо и судно стоит мачтой кверху, и дым от костра имеется, и палатки на месте.

6 – 7 июля.

На море шторм, туман, часто морось и ветер. В устье Уды, за косой, где тримаран, тихо. А  на верху косы, где палатки гуляет ветер, и они протекают. А когда моросит, то мокрота летит горизонтально и не помогает тент над костром. Сушиться поэтому не удаётся. Поставили 4-х местную, брезентовую палатку с жестяной печкой. При установке пришлось заложить внутрь брёвна и к ним прибить бока её, иначе не могли избавиться от ветра внутри нового жилища. Теперь хорошо, сушимся и отдыхаем в комфорте.

 Купили 150 литров 92-го бензина по цене 80 руб.литр, т.е. на 12 000 рублей. Официальных заправок в посёлке нет, поэтому покупали с рук, у частников.

Примечание: нет официальных заправок в Чумикане, Аяне, Охотске.

8июля.

 В этот день ожидалось «окно». Прогноз не обманул. С утра солнце, шторма в море нет, ветер умеренный до слабого.

 С утра загрузились, упаковались и ждём полной воды. Она пришла по расписанию. Но! Вода не дошла где-то метров 70-80 до того места, где была отметка ранее. И вот начался отлив, а судно стоит осушенное. Мы переглянулись, развели руками, поойкали, а что сделаешь? Нужно было учесть, что в шторм, при ветре с моря играет роль нагонная волна, которая прибавляет уровень.

Примечание: при ветре с моря, играет роль отгонная вода, когда уровень прилива будет ниже обычного. Также отгонная и нагонная вода могут не давать воде уходить или подходить, до обычного уровня. Это нужно учитывать. К примеру, поставили палатки, погода успокоилась и вода поднялась на метр выше, проснуться придётся в воде. Хорошо если в светлое время суток.

 Вечером подъехал бизнесмен Виталий Шустов на джипе, спросил:

-Мужики, чем вам помочь?

-Кран бы, - ответил вопросительно я.

-Зачем? – уточняюще переспросил он.

-Переехать вдоль берега метров триста, вон к тому месту, там глубоко, - сказал я и указал рукой.

-Сейчас подъеду.

-Нет, сразу не нужно, мы около часа будем распаковываться и разгружаться.

-Хорошо через час и подъеду.

 Действительно, через час мы подняли чудно стрелой над высокими бортами, привязали, перевезли и без проблем сняли судно в воду.

 А к ночи вновь заштормило, задул ветер, на берег обрушился накат.

9 июля.

На море шторм, сильный ветер. В устье Уды, где мы находимся, ветер слабее, но накатная волна большая.

Ночью волнами выбросило гружёное судно на самый верх косы.

Стали толкать вагами судно вниз по косе и отломили шверт. На отломившейся пластине ручной дрелью просверлили дырки и прикрепили пластину вертикально, сбоку.

Вечером вновь подъехал Шустов Виталий и поинтересовался, чем он ещё сможет помочь? Я сказал, что неплохо было бы иметь в запасе пластину, на случай если сломаем и второй шверт. Он указал рукой на дверь джипа, и мы поехали к нему в гараж. Виталий дал мне лист стали, толщиной 2 мм., дрель и болгарку. Я по размерам выпилил и просверлил в пластине дырки.

Вечер. Над Удой тучи грозовые. Над морем с СВ просвет. Загрузились, если над морем прочистится, то в полную воду, в 2 ночи, попробуем выйти.

10-11 июля.

Сильный ветер, морось без перерыва, до дождя густого.

 С 10 на 11-е ночью сломало второй шверт, а поставленную пластину оторвало. Хоть я и утяжелил якорь движком весом кг. около 10-ти, всё равно не держит. Судно вновь выбросило на самый верх косы.

 За эти дни нас посетили: охотовед, участковый, оперуполномоченный Симонов Андрей, представитель ГИМС. Проблем не возникло, пообщались и всё. Правда, участковый проверил паспорта и прописку у нас обоих.

12 июля

К 10-ти часам прекратилась морось и на СВ появились просветы. Судно, осушенное среди стволов деревьев. УАЗ-ком вытащили тримаран с завала.

 Обнаружил 4 дырки в носовой части центральной гондолы. Заклеил.

Вечером сходил в гости к Соколову Анатолию. Он в 1999-м провожал меня и Кирилла Цыганкова из Чумикана. Затем встретил нас перед Тугуром, прилетев туда на самолёте,  когда мы подошли пешком. Прожили у него в доме несколько дней, и он проводил нас в сторону Полины Осипенко. .. Он не пьёт алкоголь, зато я напился чая.

13 июля.

С утра проблески солнца. В 15-40 вышли с Чумикана на двигателе. Вначале вдоль косы, затем напротив крана – перпендикулярно берегу. Здесь отливы и мели до 5-6 километров в море. А когда опасность застрять исчезла, повернули на запад, практически параллельно берегу, к бухте Антыкан. Бухту эту хвалят, говорят, что здесь часто укрываются суда от непогоды.

 Идём на двигателе, хотя можно перейти на паруса, но над посёлком такая чернота, что хочется быстрее убежать и спрятаться.

 В бухте стало тихо. Увидели около строения из досок загорающего мужика. Он помахал приветливо нам рукой и мы причалили рядом. Здесь солнце, а над Чумиканом снова шторм, судя по черноте. Убежали, ух! Выпили по рюмке за день рыбака, закусили рыбкой.

14 июля.

Пик воды был в 5 утра, проспал. Осушились. День отдыха. Солнце, небольшая облачность.

15 июля.

В 6-20 по большой воде вышли с Антыкана. Днём ветер был то слабый, то средний, но СВ встречный. Прошли весь путь на двигателе. Встали в 20 часов, итог 121 километр. Ночуем в устье реки Немуй. Ополоснулись в баньке артели «Восток».

 Днём в одном из небольших заливов увидели китов, свернули и начали ходить меж них. Они боятся двигателя, но всё-таки несколько раз где-то метров до 7 сближались. Думаю, их было около 20-40 штук. Они ныряли все в разных направлениях, вероятно, кормились здесь.

16 июля.

Встал в 4-30, переместил палатку подальше от воды, т.к. она подошла совсем близко. Слегка моросит.

Прекратилась морось около 7 утра. Вышли в 8-25. Идём весь путь на двигателе. Даю порулить Евгению Белобородову. Встали в бухте Борисова, на территории Джугджурского заповедника. Моросит. Натянули большой синий тент над костром. Евгений устанавливает сигналку на основе магнита к дереву, растянув шпагат. И вдоль склона навязываем банки к леске. Надежды на Тумана нет, может так услышим ночью приближение медведя.

 Дежурим ночью по 2 часа. Я для этого натаскал много плавника для костра.

17-22 июля.

Морось, туман, на море шторм, накат волны на берегу. В бухте прячутся по ночам суда. Связываемся с ними по 16-му каналу, они без проблем с нами общаются, сообщают прогноз погоды. Оказывается, проходит в районе циклон.

 Несколько раз видели медведя в устье речки,  где-то метрах в 500-та от нас.

 Ночами по очереди дежурим. Я натаскиваю много крупных брёвен, нарубив их топором. Один спит, один сидит у костра.

19-го в бухту перед темнотой зашли косатки (касатки). Они охотились на нерп. Максимальное количество плавников за раз я видел до трёх. Но сколько их на самом деле не знаю. Судя по информации в интернете, они охотятся стаями от 6 до 12 особей.

23 июля.

Облачно.

Сломаны оба шверта; спустила нижняя, отдельно накачиваемая  часть центральной гондолы, выполняющая роль и отдельной секции и киля. Пластины, которые будут выполнять роль швертов, верёвками привязал.

 Вышли в 10-30 (прилив максимальный в 12 часов). Идём на двигателе. Длинная, невысокая волна, чуть рябит. Скорость 7-9 км.час.

 В Аян пришли вечером, но по светлу. Встали рядом с проходной артели «Восток».

 Прошли 72 км. по прямой.

24-25 июля.

Солнечно, облачно, но иногда накатывает туман и морось.

Подходят, подъезжают разные люди, в том числе инспектор заповедника Евгений Баранов, также сотрудник ФСБ (пограничник). Первый сам взял металл, болгарку отрезал по лекалу листы на шверты, съездил домой и просверлил дырки. А офицер пограничной службы (в гражданской одежде) спросил, нужна ли помощь и после этого подвёз на тросу пустые бочки. Рядом участок артели «Восток», поваром работает Петр Тимофеевич, ходили к нему заряжать эл. приборы, заодно за чаем (с первым и вторым) общались.

 На привезённые бочки втроём, включая Евгения Баранова, выставили тримаран, чтобы можно было подобраться к нижней точке центральной гондолы. Выдавили через дырку воду, заклеили.

 Купил бензин 80-й, 100 литров, на 5 000 рублей.

Интересно. Евгений, инспектор заповедника приезжал частенько, общались почти как приятели и вот очередной раз отзывает меня и заявляет:

-Иван, вы языком лишнего не болтай!

-Не понял? Ты о чём? – растерявшись отвечаю я.

-Вы тут почти всем предлагаете медвежьи лапы! Ну, настреляли медведей, зачем всем подряд предлагать? Вас же сдают! Смотри, узнают погранцы, вас поставят на досмотр и будете здесь торчать!

 Я удивлённо уставился на него. Ясно, это провокация. Вероятно, ему подсказали как нас «на вшивость» проверить.

-Евгений! Мы не только лапами не торгуем, у нас даже оружия нет! Да и мы идёт с другой целью, чтобы полюбоваться природой. Так что передай осведомителю своему, что это бред!

Евгений как бы перешёл на полу шуточный тон и начал сходить с темы:

-Да, я ему так и передам, что он ошибается.

Разговор про лапы медвежьи закончился. Интересно. …

В полпервого ночи столкнули по полной воде тримаран целиком в воду и загрузились.

26 июля.

Разница между ночным и дневным приливом 60 см., просчитались, снова осушились частично. Кое-как, откапываясь палками, руками, ногами начали выталкивать судно. Но шверта замываются  и стопорят. Полтора часа, используя и ваги толкали, толкали, но пока не отрезали шверта, не смогли отойти. В 14 ч. на движке, мимо рыбацких сеток, канатов разных вышли из залива.

До 20-30 прошли на двигателе 60 км. Встали у перешейка в заливе Алдома. Дежурили по 2 часа у костра.

27 июля.

В 9-20 отошли, в самое начало прилива.

 Солнце,  прохладно. Через час стало пасмурно, повалил туман. Давление стало слабо падать. Встали в бухте Феодота. Шли час под парусами, остальное расстояние на двигателе. Прошли всего, по трекам (не напрямую) 72 км (учёт по трекам ведёт Евгений, меня же устраивает результат по прямой).

Ночью прошёл небольшой дождь, посверкала молния. Теперь, после встречи с Белобородовым Евгением, если ночует не в населённом пункте, дежурим по 2, иногда по 2,5 часа.

28 июля.

Пасмурно, туман. В 11-20 вышли. В бухте тихо, а на море волнение. Шли всё время на двигетеле со скоростью 9-1, редко 12,5 км.час. Когда поплавки спотыкаются о волну, скорость сразу падает, как только выныривают – возрастает. Также замеряем иногда, перейдя на холостой ход, скорость течения в самом море. Это 2,5-3,6 км.час. Соответственно, то это нам прибавка, то наоборот. Иногда перехожу на паруса, но скорость, если ниже, приходится их убирать. Мы вновь торопимся, у Евгения билет на 7 августа с Охотска.

29 июля.

Ветер встречный, СВ-ный, к вечеру усилился. Шли на двигателе. Встали в бух. Энкан (рядом с г. Купол). Встретили 2 медведей. Поставили первый раз сетку, причём на глубине около 30, максимум 50 см. Мгновенно влетело 4 горбуши, пока снимал их, ещё 3 штуки. Сетку снял. Варим уху.

30 июля.

Пасмурно. Вышли в 9-10. Прошли 45 км. Встали в слабо защищённом заливчике (слабо искривлённая коса). Несмотря на утяжелённый якорь, накатом ночью выбросило на сушу.

31 июля.

Встали в 6 утра. Часть вещей смыло. Разгрузились. Столкнули легко по катку судно в воду.

 Весь день волнение, ветер СВ-ный. Перед мысом Плоский двигатель заглох. На ходу почистил свечи. Завелись. Встали в слабо выраженной бухточке. База рыбаков перед мыс. Плоский. Топили печь. Ночевали в домике. Приходил медведь. С косы, метрах в 150-ти, он свернул в нашу сторону и потерялся в траве. Ждали с видеокамерами и фальшфеерами, но больше он не захотел позировать. Всего за день видели 8 медведей, в одном месте 3 сразу (мамаша с пестунами). Они чего-то копают на косах, вероятно, рыба в реки ещё не идёт. Приближаюсь поближе и командую Туману «взять!», он, кажется, понял, что от него я хочу и стал на них лаять. Всего за поход, на этот вечер  я увидел 18 медведей.

1 августа.

Пасмурно. Волнение, ветер СВ-ный.

Загружались по верёвке лодкой. Вышли в 10-20. Морось была весь день. Встали перед мысом Ногдан (по другим картам пишется Нонгдан).  Спрятались за скалой от ветра. Метрах в 600-х домик, в хорошем состоянии, с печкой. Но напротив него накат.  Перенесли самое необходимое к жилью, здесь будем ночевать.

2 августа.

Весь день туман, морось. На море штормит. Судно привязано верёвкой к берегу и закреплено на глубине якорем, метрах в 15-ти от берега.

Всё кругом истоптано медведицей и пестуном.

Вечером Евгений пёк ландорики.

3 августа.

Ночью ветер поменялся на восточный и там где было более менее спокойно, начался накат, и якоря не спасли – тримаран утром обнаружен выброшенным на берег. Пришлось разгружаться.

 На море шторм.

 Установил видеорегистратор на скале, отнёс в сторону куботейнер с салом, мешок с тушёнкой. Если медведь решит попробовать деликатесы, может удастся заснять.

4 августа.

Туман, морось, штормит. Накат.

Встал в 9, сходил к тримарану, следов ни около него, ни у (сало, тушёнка) продуктов нет, поэтому карту с видеорегистратора просматривать не стал. Аккумулятора пока хватает, запись идёт.

В 19 часов рядом с домиком, метрах в 80-ти, за ручьём вышел пестун и не торопясь двинулся к берегу. На крик, лай не реагирует. Повернул, дойдя до берега, в сторону тримарана.

-Если обнаружит еду на судне, потом не прогонишь, нужно его пугать,- сказал я Евгению, прикрутил патрончик к сигнальной «ручке» и побежал с криком за косолапым следом.

Среагировал он только на выстрел и нехотя свернул к склону.

 Евгений жарит ландорики. Лицо его напряглось, я выглянул в дверь. Пестун снова ходит метрах в 70-100 от нас вдоль берега. Выбежал, покричал, выстрелил. Он нехотя снова отбежал к склону.

 В 20 часов по полной воде оттолкнули вагами по каткам судно в воду и начали загружаться.

Поставили мою палатку с тентом. Установили на шестах тент над будующим костром. Стали переносить вещи из домика. Очередной раз вернулись в 00 часов (12 ночи), а палатка выкатилась и лежит в стороне, в тенте же посередине дыра. Медведь прыгнул прямо сверху на тент. Ужас!

В 2 ночи я лёг спать в палатку, Евгений спрятался от мороси под тентом у костра. Так я и не уснул, встал в 4, чтобы по графику отдыхал напарник.

-Я всё-равно не усну. Лучше посижу здесь.

-Как хочешь, - ответил я.

Просидели до рассвета.

5 августа.

Часов где-то в 6, попробовали оттолкнуть тримаран, но из-за большого наката ничего не получилось.

Судно ставится боком и выталкивается волной.

Пошли с минимумом в домик.

День после обеда солнечный, погода успокоилась. Но отлив и вода далеко, судно осушено.

Переставил видеорегистратор. Теперь он ближе и напротив судна.

6 августа.

С утра солнечно, спокойно, наката нет за скалой напротив тримарана.

Пошёл проверить видеорегистратор. Подхожу ближе к тримарану и вижу следующую картину: правая гондола, в носовой части порвана. Причём длина дыры более метра и она не ровная, а кривая и рваная. Медведь пошалил. Залез он и на судно. Разорван надувной Пэ образный кокпит, матрац надувной с двумя дырками и слегка надорвана палатка. Пошёл посмотреть по сторонам.  Из куботейнера сало высыпано, но содержимое не съедено. Тушенки полмешка не тронуто. Лодка спущена, присмотрелся, она вся в дырках. Поднимаюсь меж скал по крутому склону к видеорегистратору. Рядом с ним обнаруживаю несколько медвежьих лежанок. Похоже, что ещё предыдущей ночью, когда разорвал тент над палаткой, он здесь выжидал. Чего? Может когда все угомонятся, да попытку повторить? А если смотреть до места, где стояла палатка, напрямую около 40-50 метров и выше где-то метров 5.  Видеорегистратор ночью светится, поэтому, вероятно, он его из интереса и потрогал. Присоска отвалилась, поднимаю, вынимаю карту и иду в домик, чтобы просмотреть. Ничего, кроме темноты. Последний файл, это моя рука и небо. А жаль, интересное было бы кино с такими кадрами, как медведь коготками проверяет прочность материалов.

 Идём с Евгением, отсоединяем гондолу, берём лодку и несём в дом клеить. Прошли полпути и остановились. Справа, по крутому склону, чуть впереди спускается большой медведь - медведица. Закричали – ноль реакции. Как и её отпрысок голоса человеческого не боится. Это редко бывает, но настораживает. Это плохо если медведь не боится. Вытащил сигнальную «ручку», выстрелил. Она слегка побежала назад, вверх по склону и метром через 30, залегла за кустом. Подхватили рваньё и несём к домику, оглядываясь.

 В этот день она несколько раз подходила, достаточно близко к дому, метров до 70-80-ти. Спускалась пару раз по склону, когда мы ходили к тримарану. Всего за последние дни пестуна и медведицу видели по 7 раз. Плохо, совсем плохо! Она не боится нас!

 Клеимся до 15 часов. Я клею поплавок (гондолу, или аутригер), а Евгений лодку. Наклеил он 26 заплаток.

 Перенесли всё к тримарану. Идёт прилив. Судно столкнули вагами, оно пошло на волну. Я начал при волне пытаться установить двигатель. Подошла большая волна и нас сшибло. Уронил я и двигатель в воду, всего, правда, на минуту. Судно подталкали к берегу, двигатель поставил, загрузились, отталкиваем его, ставлю на якорь и начинаю дёргать шнурок. Почистил свечи, всё равно не заводится. Чем дольше дёргаю, тем отчётливее понимаю, что бесполезно.

 Солнце близится к закату, унесли движок в дом. Снял крышку, выкрутил свечи, поставил повыше на полок, натопил печь. Пытаемся сушить.

 Вечер. Туман густой, видимость 100-200 метров.

7 августа.

Туман густой. В 8-30 он начинает рассеиваться.

 Загрузились лодкой, в прилив.  Гондола спускает, привязали снизу канистры для плавучести.

Оттолкнулись. Не сразу, но всё же двигатель завелся. С самого старта, до 18 часов идём в тумане. Засветило солнце на полтора часа и, снова окружающее пространство  прикрыло густым туманом. Евгений с короткими перерывами, на чаепитие и туалет, подкачивает беспрерывно насосом  поплавок. Когда останавливается, он за минуты три спускает наполовину.

Туман. Ветер южный, идём на парусах. Меняется, преимущественно на СВ, переходим на двигатель.

Заходим в реку Американ (чуть дальше устья  нежилой пос. Центральный). По руслу зашли легко, хоть оно и узкое. На двигателе это не сложно. Не далеко домик, идём смотреть. Приятно, когда люди держат жилище в чистоте и порядке, не замусоривают. В окно, правда, проникал медведь, но он повалил только скамейки и стулья. Быстро прибрались и перенесли вещи. С кормы судна кинули 10-ти метровую сеть.

 

8 августа.

Солнце. Давление 754 атм.

Евгений почистил двух, извлечённых из сети горбуш и жарит.

В реке наката нет вообще. Вышли легко в 10-20, предварительно к канистрам ещё рядом привязали бидон.  Евгений всю дорогу подкачивает гондолу. На море штиль, иногда редкая, мелкая рябь. Идём на двигателе. Перед Охотском, на реке Урак подходили на лодках рыбаки, остановив  свой процесс рыбалки, интересовались, звали к себе. На быстроходном, импортном катере быстро подскочил и пограничник. Молодой парень, младше тридцати, по крайней мере. Он полюбопытствовал, посмотрел на наше судно и, улыбаясь, ушёл.

Перед рекой Кухтуй отломились усики на шланге насоса.

-Мы не утонем? – спросил вопросительно Евгений.

-Нет,- ответил я улыбаясь, - потеряем в скорости, но теперь торопиться некуда, время есть.

По Кухтую входим в широкое, судоходное русло. По берегам, на входе, бьют большие волны, но нам они не помеха. Идём практически пор лиману (я назвал его Кухтуйский лиман). Прошли мимо ёмкостей с топливом, завода. У деревянных гаражей причалили, спросили у водителя, где можно на берегу развести костёр, чтобы посушиться и сварить еду. Таксист посоветовал уйти по небольшой речке Американке и там, увидев синие крыши больницы встать. Уверяет, что есть на берегу брошенные, деревянные гаражи.

 Идём. Здания больницы увидели, а далее речка уводит своё русло в сторону, решили за последним домиком, на полянке причалить.

Пристали к берегу, уже подводя судно в болотниках, увязая см. 20 в илу, дна речки. Только подвязались, подошёл хозяин ближайшего дома, Геннадий Сергеевич Сорокин. Показал где можно взять дрова на костёр.

9 августа.

Евгению удалось улететь. Приехал пограничник, которого встречали на р. Урак, передал 10 000 рублей от Белобородова. Они встретились в аэропорту. Позже, кажется, его зовут Алексей, привозил своих сослуживцев посмотреть на тримаран.  Один из них, привёз пузырёк с клеем для ПВХ.

У Геннадия на территории 2 дома. В одном он родился, как говорится, родовое гнездо. Второй дом больше, в нём он с семьёй и живёт.

-Топи печь, сушись, можешь здесь отдыхать, заряжать свои электроприборы, - напутствовал меня Геннадий Сергеевич, - открывая дверь в домик.

10-15 августа.

Провёл в заботах по заклеиванию гондолы, поисках бензина, отдыхе.

Приходило много людей, расспрашивали, кто-то пытался помочь. Сходил к Андрею, спортсмену домой, вырезал у него из металла шверт. Зашёл в гараж больницы, насверлил дырок в шверте, наточил ножи и топоры.

 Жена Геннадия, Светлана Николаевна, приглашает пообедать и ужинать.  Общаемся. Позже, иногда, их дочь Полина, включает мне проводной интернет. Замечательная семья!

 Как-то Геннадий познакомил с богатым соседом, бизнесменом, Владимиром Москаленко.  Пришёл к нему домой с картами. Он до п-ва Лисянского много раз ходил на быстроходном катере, рассказал про бухты, удобные для стоянки, где какая рыба и крабы ловятся. А главное дал метр от рулончика, на рубероидной основе и сказал:

-Нагреешь горелкой или паяльной лампой и тряпкой прогладишь. Не оторвешь.

Заплатки на гондоле пришлось оторвать, а кроме клея «момент» и «секунда» а магазинах ничего другого не нашёл. Пузырька, что принёс пограничник, не хватило. Свои же запасы спецклея израсходовал ранее.  Пришлось использовать «секунду», хотя этот клей рассчитан для негнущихся материалов. А куда деваться? Но в итоге, где-то приспускало. И вот поверх теперь я наклеил, нагрев над костром этот рубероидный материал и стало выглядеть надёжнее. Теперь можно думать о выходе на Магадан.

Редуктор убрал, теперь двигатель будет крепиться на самом транце.

Купил 80 литров 92-го бензина по 50 р. литр. Больше достать не смог.

16 августа.

Собирался до часу ночи, упаковывался на судне. С одной стороны куботейнеры с едой, пластмассовые бачки с одеждой, с другой канистры с бензином. Нужно надёжно закрепить. Много всяких мешков с разными вещами, тоже нужно как-то покомпактнее разложить.

 Лёг в палатке тримарана, чтобы не бегать на лай Тумана и не переживать.

В 4-00 встал. В 4-37 будет большая вода в речке Американке, нужно будет не прозевать выйти, а то при отливе она практически полностью освобождается от воды. Позвал Геннадий Сергеевич попить перед дорогой чая с булочками. Попрощались, вышел в 4-40 на двигателе.

С устья Кухтуя пошёл на парусах (грот и стаксель). Скорость 6-7 км.час. Через полчаса ветер стих, скорость упала до 2-3 км. час., перешёл на двигатель.

 Встречаю в пути восход солнца. Небо чистое, ветерок примерно 1-3 м.с.

Весь день на море штиль или близко к этому. Движение на двигателе со скоростью 9-10 км.час.

 Зашёл в р. Иня. Остановился около рыбаков. Рыбачат официально. Прокатился на моторке до посёлка, купил 60 литров бензина, по 60 (20 литров) и 70 (40 литров) рублей литр.

Ночевал на косе в палатке. Рыбаки на ночь съехали в посёлок.

17 августа.

Проснулся в 4 ночи, моросит. Уснул. Проснулся в 8 утра – густой туман. В 11 дня засветило солнце, но моё судно стоит осушенное под большим углом на крутой косе. Придётся ждать полной воды.

Вышел в 13-30 на двигателе из устья реки Иня по большой волне. В море поставил паруса. Ветер южный, скорость 6-7 км.час.

 Ветер через 2,5 часа изменился на З, а вскоре на В –ный. Пришлось переходить на двигатель.

Солнце, облачно.

Держу направление в бухту Ейринейская, перед п-вом Лисянского. На противоположной стороне выделяется какое-то белое пятно. Скорее всего, там лагерь рыбаков. Держу курс на пятно.

Подошёл ближе. Действительно, небольшой лагерь. На берегу двое встречают. Судно оставил на плаву, накачал лодку, растянул верёвку, перевёз её, закрепил на берегу. Теперь перехватываясь за верёвку, сидя в лодке, перевожу необходимый скарб и Тумана на берег.

Начальства нет, какие-то проблемы с документами, улетели в Охотск. Предложил выпить, мужики не отказались. Развёл спирт, выжидаем, а порка готовим закуску.

18 августа.

Проснулся в щитовом домике. Голова тяжёлая, пошёл попить чая. Мужики опохмелились и бродят, как чумные. Один из них, опохмелится и валяется на земле.

Переправился лодкой на судно. Поймал на крючок  наважек и окуньков (окунь-терпух). Мужики не закусывают. Поел и пошёл спать на судно.

19 августа.

В 6-50 вышел. Ветерок слабый, в корму. Моя задача на сегодня – обогнуть мыс Лисянского. Солнце, тихо. Движение на двигателе. Туман заскулил, произвёл тренировку по высадке его на берег, перед мысом Дуга-Западная, и ожидании на воде. Удалось нормально.

Обогнул мыс Лисянского, зашёл в залив Ушки, спрятался за мыс. Ржавый. Там где наметил остановку, на берегу нет дров. Прошёлся вдоль берега на тримаране, причалил, насобирал плавника сухого. Пару раз встретил одного и того же пестуна, поснимал его,  потренировал Тумана.  Мишка убежал вверх, по крутому склону. Перешёл к мысу Ржавый, выбросил дрова, перебрался и сам с собакой на берег. Нарыбачил на крючок 14 окуньков и наважек. Сварил густую уху.

 К вечеру подул ветер. На море волна. Тихо от берега не далее 100 метров. На этой условной границе, на якоре и встал для ночёвки.

20 августа.

Туман (он будет весь день). Вначале и после 18-30-ти густой, а днём до километра видимости.

Ветер СВ, В-ный, слабый (1-3 м.с), часто штиль. Весь путь движение на двигателе. Прошёл 66,6 км. по прямой. Остановился в бух. Лужина. Встал на якорь метрах в 300-х от берега. Глубина здесь 17 метров, дал слабину фалу ещё 15-ть.  Костёр впервые не разводил. Съели 3 банки тушенки на двоих, с другом Туманом.

21 августа.

Встал в 8-мь, густой туман. Тихо, по крайней мере, в бухте Лужина. Собираюсь.

Вышел в 9 часов. Туман густой, видимость 100-200 метров. На море волнение слабое, ветерок СВ, В - 1-3 м.с. Скорость на двигателе 9-12 км.час.. Так прошёл весь день, берег видел редко, очертаниями сквозь туман.

В 17-30 зашёл в бухту на о.Спафарьева. Эту бухту хвалили многие, как удобную для отстоя. Можно спрятаться от преимущественных ветров.

На перешейке меж сопок брошенный, разрушенный рыболовецкий колхоз, вдоль берега много ржавых кораблей. Когда-то здесь кипела жизнь.

Подошёл к берегу, высадил Тумана, перебросил посуду и продукты для приготовления ужина. Тримаран оттолкал метров на пять, привязал к берегу и поставил с кормы якорь.

Сварил кашу, закипятил чая, залил в термоса. Побрился, ополоснулся.

Начал отходить вглубь бухты, увидел маяк на склоне и на 3 домах снаружи светящиеся лампочки. У берега сетка.

 Отошёл метров 200 от берега, закрепился якорем, натянул тент на гик. Перед темнотой прошлась лодка, проверили сеть, ко мне не подошли.

22 августа.

Утром, в 7 часов причалил к берегу, Туман пробежался. Решил зайти на маяк, узнать прогноз погоды. К берегу подходит дорога, они спускаются по ней на УАЗ-ке к морю. Поднялся немного, с обратной стороны просматривается открытое море: ветер метров 2-5 м.с, волнение среднее с гребешками волн, направление СВ, в-ное. В принципе ясно. Но вижу, что смотрит на меня издали сотрудник маяка, решил дойти. Он зашёл в дом, выбежала крупная собака, встала поперёк дороги, а мужик не появляется. Наверное, браконьерят, а тут посторонний. Постоял минуты 3 и пошёл обратно.

Вышел в 9 часов. Есть два варианта: дойти сегодня, но тогда желательно идти напрямую; или идти вдоль берега, до немного не дойти до города. При движении далеко от берега, есть проблема: если заглохнет двигатель, а швертов нет, сносить буде по ветру, т.е. далеко назад.  Решил пока выйти прямым курсом, а затем принять решение. Итак, напрямую, до входа в бухту Нагаево, 93 км., а до берега в Магадане – 117.

 Весь день был туман, то густой (100-300 м.), то разреженный (1-3 км.). Волнение менялось от слабого до среднего. Ветер то стихал, то усиливался до 2-5 м.с.

Перед самой бухтой Нагаева штормин и сильный встречный ветер. На гребешках волн движок подпрыгивает и часто хватает воздух. Есть опасность, что он заглохнет. Несколько раз прогазовывал, когда он пытался это сделать. Хочется сбросить скорость, тогда он пойдёт полегче. Но, начинает темнеть, а против ветра иду медленно и уже долго. Дует капитально, а есть ли укрытие у маяка? Не ясно. По темноте трудно будет искать затишье. Вот  мысленно мечусь и не сбрасываю газ.

Под маяк зашёл почти в темноте. Ветер вдоль берега сильный, волна. Иногда начинается дождь с градом. Суда  крадутся впритык к берегу. На первом повороте за маяком, на изгибе ветер слабый до затишья на расстоянии метров 5-8 от берега. Отмечаю места на GPSВ точками, на случай если всё-таки темнота поймает, то знать где из худшего более-менее лучшее. Выхожу на мыс и попадаю в ветер и сильную волну. Возвращаюсь, утыкаюсь почти в камни, привязываюсь к берегу и погружаю два якоря.

 Ночью постоянно просыпался, выглядывал в окошко. Ветер на мачте гудел, иногда, так, что казалось оторвёт с якорями и унесёт.

23 августа.

Встал в 8 часов. Солнце, на море слабое волнение. До города 13,5 км., торопиться некуда. Моторки проносятся мимо, сбрасывают газ и уходят.  В 9 подошла очередная, Туман залаял грозно, я вылез из укрытия. Подъехал мужик на пластиковой лодочке с 5-ти сильным движком. Познакомились – Кошелев Владимир. Поговорили, обменялись телефонами. Он посоветовал идти в Рыбный, а не торговый порт.

В 14 часов подошёл к Рыбному порту.  На судне поставил на зарядку эл. приборы. Через час подъехал на джипе Кошелев Владимир. Пошли с ним по порту, узнать, не идёт ли кто в Охотск. Затем проехали с ним до яхтклуба. Ребята на своей машине приехали поглазеть, я подъехал к своему тримарану с Владимиром.

 P.S.  Эту ночь я переночую на судне, в палатке. На следующий день перейду своим ходом к яхтклубу «Навигитор», разберём мою посудину. Соберутся все, кто ходит здесь на единственной яхте: Коломейцев Валерий Валентинович (наставник, бывший рук. клуба), Новиков Олег Юрьевич (председатель), Сушенцов Дмитрий, Драницын Николай. Территория огорожена забором из рабицы, находится на берегу около разрушенного причала. Мне выделили комнату. Есть свет, эл. плита.

  С Владимиром съездили в кассы. Выясняется, что нужно поставить обязательно прививку Туману от бешенства и только после этого через месяц его можно перевозить самолётом. Далее. Нужно купить клетку. Стоит она 7000 руб., но их нет пока. Если оплатить из Владивостова отправят через несколько дней, а в зоомагазине только маленькие.

 Поехали в Рыбный порт к Василию Васильевичу Борисову. Он пообещал содействие в посадке на судно. Но какое и когда пойдет? Не знает.

Съездили с Кошелевым Владимиром в бухту Гертнера, что с обратной стороны Магадана. Прокатились до Олы, останавливаясь в красивых, обзорных местах. А вид действительно красивый. Запомнил 3 скалы- Три брата, кекур –Монах, о-в Завьялова. …

24августа-3 сентября.

Дни идут, я в яхтклубе, а уйти на судне не могу. На нём нет капитана. Жду.